Уполномоченный по правам человека
— должностное лицо, обеспечивающее
государственные гарантии соблюдения
прав и свобод человека.
 
Исполнение органами местного самоуправления решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди: проблемы и пути решения

7-8 декабря 2016 года в г.Москва прошел Координационный совет российских уполномоченных по правам человека. Одной из наиболее актуальных, стала тема по проблеме исполнения органами местного самоуправления решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, и пути ее решения. На фоне общей ситуации с соблюдением жилищных прав граждан выделяются сферы, где права граждан требуют особой защиты, оперативного и квалифицированного вмешательства.

Исполнение органами местного самоуправления решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди является одной из таких сфер.

Изучение информации, предоставленной Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, показывает, что названная проблема актуальна для всех регионов без исключения, носит системный, трудноразрешимый характер.

Аналогичная ситуация сложилась и в Республике Ингушетия.

Граждане, имеющие право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, активно обращаются в суд с требованием обязать органы местного самоуправления предоставить социальное жилье вне очереди. Суды граждане выигрывают, но самое сложное начинается дальше, поскольку  получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает.

Исполнение таких решений сталкивается с серьезными проблемами как объективного, так и субъективного характера, среди которых следует назвать

1. Отсутствие в бюджетах муниципальных образований денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений. Об этом говорят сами представители муниципалитетов. В большинстве случаев на запрос в местную администрацию о выделении муниципального жилья, поступает ответ, что в муниципалитете отсутствует жилищный фонд

2.На территориях муниципальных образований строительство муниципального жилья социального использования, как правило, не ведется

3.Отсутствие свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования.

В тоже время, ссылаясь на отсутствие денег, свободного жилья органам местного самоуправления необходимо понимать, что  Европейский Суд по правам человека и Верховный Суд РФ исходят из того, что отсутствие финансовых средств или иных ресурсов не может служить основанием  для неисполнения решения суда.

  1. Сложность и длительность процедуры покупки квартир в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Отсутствие реальных и эффективных механизмов привлечения лиц, виновных в длительном неисполнении решений судов к ответственности.

К сожалению, следует признать, что неисполнение судебных решений данной категории стало нормой. Сложилась ситуация, когда муниципальные власти знают, что к ответственности их не привлекут. Статья 315 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за неисполнение решения суда, не работает или работает неэффективно. В тоже время нельзя не согласиться с утверждением, что только от возбуждения уголовных дел количество построенного жилья не увеличится.

  1. Отсутствие действенных механизмов защиты прав граждан, в случае неисполнения решений судов о предоставлении жилья гражданам по договорам социального найма вне очереди.

При нарушении права на исполнение судебного решения о предоставлении жилья вне очереди в разумный срок граждане не могут обратиться в суд и требовать компенсации в соответствии с ФЗ от 30.04.2010 N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», так как правом на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок наделены лишь те взыскатели, право которых нарушено неисполнением в разумный срок судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации («Обзор практики рассмотрения судами общей юрисдикции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»). Обратиться за компенсацией морального вреда, причиненного непредоставлением жилого помещения по договору социального найма и длительным неисполнением решения суда, граждане не могут, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на своевременное предоставление жилья по договору социального найма (определение Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 33-КГ16-16).

  1. В бюджетах муниципальных образований, как правило, не предусматриваются денежные средства на исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, а если и предусматриваются, то в крайне ограниченном объеме.
  2. Отсутствие в действующем законодательстве ответственности органов местного самоуправления, их должностных лиц за принятие правового акта о бюджете на очередной финансовый года, в котором не учтены расходы на строительство или покупку муниципального жилья социального использования, исполнение решений судов о предоставлении муниципальных жилых помещений по договорам социального найма.

Органы местного самоуправления пытаются различными способами решить проблему исполнения решений судов о предоставлении жилья, например, из-за отсутствия свободных жилых помещений. Вопрос исполнения решений судов о предоставлении социального жилья внеочередникам муниципалитеты пытаются решить посредством изменения способа исполнения решения суда (обязательство предоставить жилое помещение в натуре заменяется на обязательство выплатить гражданину рыночную стоимость подлежащего предоставлению жилого помещения). В муниципальном бюджете для этого предусматриваются денежные средства. Но такие случаи единичны.  Более того, для изменения способа исполнения решений судов о предоставлении жилья в бюджете предусматривается ограниченное количество средств, которых явно недостаточно, чтобы полностью решить проблему исполнения решений судов.

Также необходимо учитывать, что суды, производя такое изменение способа исполнения, исходят из того, что гражданин, получивший жилое помещение по договору социального найма, имеет право впоследствии его приватизировать, став его собственником. Между тем реализация права на приватизацию жилого помещения на безвозмездных началах ограничена 1 марта 2017 г. И вполне возможно, что после указанной даты изменение способа исполнения решения суда о предоставлении жилья в названном варианте станет невозможно.

Проблему исполнения решений судов о предоставлении жилья гражданам решить только за счет бюджетных средств муниципальных образований на сегодняшний день практически не представляется возможным. Это связано, прежде всего, с ограниченными финансовыми возможностями муниципалитетов. Об этом говорят сами представители органов местного самоуправления, ссылаясь на то, что для решения проблемы жилищного обеспечения внеочередников необходима финансовая помощь федерального и регионального бюджетов.

Учитывая, что муниципальные образования из-за ограниченных возможностей местных бюджетов, не могут решить проблему исполнения решений судов, назрела необходимость выработки новых подходов к решению названной проблемы, привлечения и консолидации финансовых ресурсов на местном, региональном и федеральном уровне в соответствии с полномочиями.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом предложений Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, можно предложить следующие шаги для решения проблемы исполнения органами местного самоуправления решений судов о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма:

  1. Привлечение средств федерального, регионального, местных бюджетов для строительства социального жилья на условиях софинансирования, государственная финансовая поддержка муниципальных образований. Например, посредством разработки программ, которые предусматривали бы предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий по организации строительства муниципального жилищного фонда социального использования, обеспечению жильем граждан, имеющих право на получение муниципального жилья по договору социального найма вне очереди.
  2. Совершенствование процедуры покупки органами местного самоуправления жилых помещений для предоставления во исполнение решений судов о предоставлении жилья в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части упрощения процедуры и сокращения ее длительности.
  3. Внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих обязанность органов местного самоуправления ежегодно предусматривать в бюджете средства на строительство муниципального жилья социального использования и исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
  4. Совершенствование механизмом привлечения лиц, виновных в длительном неисполнении решений судов, к ответственности. Например, предусмотреть в действующем законодательстве ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за принятие правового акта о бюджете на очередной финансовый года, в котором не учтены расходы на строительство или покупку муниципального жилья социального использования, исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
  5. Совершенствование механизмов защиты прав граждан, в случае неисполнения решений судов о предоставлении жилья по договорам социального найма вне очереди. В частности, внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих право граждан на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в соответствии с ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», а также возможность компенсации морального вреда, причиненного не предоставлением жилого помещения по договору социального найма и длительным неисполнением решения суда.
  6. Проведение регулярной инвентаризации и выявления свободных муниципальных жилых помещений, обращение в муниципальную собственность бесхозяйного или вымороченного жилья, выявление муниципальных жилых помещений, которые занимаются гражданами незаконно, освобождение названных жилых помещений в целях последующего предоставления во исполнение решений судов о предоставлении жилья.

Сектор правового просвещения УПЧ в РИ