Уполномоченный по правам человека
— должностное лицо, обеспечивающее
государственные гарантии соблюдения
прав и свобод человека.
 
Д.Э.Оздоев: «Наша главная задача — защита прав человека» .

Уполномоченный по правам человека в РИ Джамбулат Эдалгиреевич Оздоев подвел итоги полугодичной деятельности.

— Джамбулат Эдалги-реевич, полгода, сравнительно небольшой срок для подведения итогов. Тем более, что работу эту Вы начали, можно сказать, с чистого листа. Но учитывая непростую общественно-политическую и криминогенную обстановку в республике, надо полагать, работы у вас непочатый край. С какими трудностями или препятствиями пришлось столкнуться при осуществлении правозащитной деятельности?

— Во-первых, нужно отметить, что должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена прежде всего в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом необходимо отметить, что институт Уполномоченного (Уполномоченного по правам человека в РИ – прим. автора) не отменяет, а лишь дополняет существующие государственные механизмы защиты прав человека, такие, как судебная система, прокуратура и т.д.
Соответственно, учитывая то, что основным нарушителем прав человека является чиновничий аппарат во всех его проявлениях, нужно быть готовым к возникающим в процессе осуществления правозащитной деятельности определенным трудностям, особенно противодействие со стороны публичных органов в лице чиновников.

В самом начале своей работы мы, действительно, встречали определенное недоверие, а то и откровенное удивление со стороны некоторых должностных лиц, которые вообще не имели представления о том, кто такой Уполномоченный по правам человека. К сожалению, в наш цивилизованный век встречаются и такие чиновники. После проведения разъяснительных бесед о том, что Уполномоченный по правам человека в РИ замещает государственную должность, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РИ и Законом РИ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия», вопросы снимались.

— Расскажите, пожалуйста, об основных задачах Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия?

—  Они зафиксированы в законе об Уполномоченном и к ним относятся, прежде всего, такие, как:

1) содействие восстановлению нарушенных прав граждан;

2) содействие совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) усиление гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными лицами на территории Республики Ингушетия;

5) информирование населения Республики Ингушетия о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

6) развитие межрегионального и международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина;

7) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.

— В чем заключается компетенция Уполномоченного?

— Согласно статьи 12 вышеуказанного закона, Уполномоченный рассматривает жалобы и заявления граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства т.е. заявителей, по мнению которых на территории Республики Ингушетия нарушены или нарушаются их права и свободы.
При этом жалобы могут быть поданы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Но учитывая определенную неграмотность некоторых людей, а также общую напряженность в обществе, я дал указание сотрудникам нашего офиса принимать заявления, несмотря на то, что заявитель обращается с жалобой впервые, в рамках нашей компетенции. Там, где наша компетенция недостаточна, мы помогаем людям консультацией, составить заявление, указываем, куда ему необходимо обратиться, помогаем последующей консультацией.

— Какие полномочия Вам предоставляет закон при рассмотрении жалобы заявителя?

— При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия:

1) беспрепятственно посещать на территории Республики Ингушетия государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части и общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных  лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, за исключением судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить на территории Республики Ингушетия самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным органам и учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. При этом я хотел бы подчеркнуть, что мы работаем в тесном взаимодействии с другими правозащитными неправительственными общественными организациями республики, общая и главная цель которых — защита прав граждан. Например, с ПЦ «Мемориал», АНО «Машр», Общество Российского Красного Креста и Полумесяца, международными организациями.

— Скажите, а предыдущий Ваш опыт как-то помогает Вам в нынешней работе?

— Конечно. Я впервые услышал об институте Уполномоченного по правам человека на семинаре, организованном Санкт-Петербургским центром «Стратегия» в 2000 году в г. Краснодаре. С тех пор мы совместно занимаемся продвижением этого нового правового института в субъектах Северного Кавказа, организовывали круглые столы, семинары, общественные слушания не только в Ингушетии, но и в Чечне, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. Ну и конечно, мне очень помогает моя предыдущая работа в качестве преподавателя юридического факультета Ингушского государственного университета, где правами граждан я занимался с теоретической стороны, а сейчас на практике применяю свои знания и опыт.

— Джамбулат Эдалги-реевич, анализируя свою работу за прошедшие полгода Вы можете отметить наиболее характерные для наших граждан заявления? Какие виды правонарушений чаще преобладают в жалобах граждан?

— Большинство поступивших в Аппарат УППЧ заявлений — это жалобы на противоправные действия правоохранительных органов, в основном касающиеся незаконных задержаний, обысков домовладений без предъявления ордера, жестокого обращения к задержанным и подследственным в ИВС, на нарушения прав человека в процессе уголовного судопроизводства, как на территории Ингушетии, так и за ее пределами. В частности, много жалоб поступают от отбывающих заключение в местах лишения свободы за пределами республики.

— И как Вы реагируете?

— По поводу действий силовых структур на территории РИ мы стараемся действовать оперативно, обращаемся в МВД, ФСБ, прокуратуру РИ, следственный комитет при прокуратуре и т.д. В некоторых случаях, когда все возможные меры помочь людям мы уже исчерпали, мы обращаемся к президенту РИ Ю-Б.Б. Евкурову. Необходимо отметить, что авторитет президента РИ в этих вопросах нам очень помогает.
Если же к нам поступает информация о нарушении прав граждан Ингушетии за ее пределами, мы обращаемся к коллегам — Уполномоченным по правам человека в субъектах РФ, с которыми у нас налажена практика сотрудничества и взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, постоянными представителями РИ в субъектах РФ и т.д. Кроме этого, немало заявлений к нам поступают и по нарушению прав граждан в сфере социального обеспечения, жилищно-коммунального обслуживания, трудового законодательства и т.д. Как сказано выше, в рамках своих полномочий, мы немедленно реагируем на каждый поступивший к нам сигнал о нарушениях прав граждан, указываем должностным лицам, допустившим это правонарушение, на необходимость их устранения и недопустимости оных впредь. Мы постоянно проводим мониторинг правозащитной ситуации в республике путем обобщения письменных обращений граждан, информации, полученной в ходе личного приема граждан Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, материалов инспекций, информации, поступившей от государственных органов и неправительственных правозащитных организаций по запросам Уполномоченного или в инициативном порядке, а также публикаций средств массовой информации.

— Бывают ли случаи обращения граждан с заявлением, содержащим ложную и недостоверную информацию о том или ином нарушении прав человека? Как Вы реагируете в этом случае?

— Такие заявления иногда имеют место быть. Бывают случаи, когда родственники задержанного или подозреваемого, со слов некомпетентных обывателей, представляющихся очевидцами, обращаются к нам с гневным возмущением о том, что их человека подвергают пыткам или жестокому обращению со стороны представителей правоохранительных органов. При детальной проверке информации посредством личного опроса тех, кто находится рядом с подследственным в той же ситуации, в отсутствие представителя органа дознания, к счастью выясняется, что ущемлений прав задержанных нет. Но, как сказано выше, в большинстве случаев факты нарушения прав человека подтверждаются.

— Какие меры профилактической направленности Вы предпринимаете для предупреждения и предотвращения нарушений прав человека в республике?

— Во-первых, я хотел бы сказать, что в структуре Аппарата Уполномоченного мы предусмотрели отдельное структурное подразделение, отвечающее за правовое просвещение населения — сектор правового просвещения граждан.
Во-вторых, сейчас идет интенсивная работа по разработке проекта республиканской целевой программы правового просвещения граждан, в рамках которой мы системным способом постараемся провести работу с различными целевыми группами, такими, как, школьники, студенты вузов и ссузов, работниками правоохранительных органов, муниципальными служащими, журналистами и т.д. При этом, исполнителями программы должны выступить не только Уполномоченный по правам человека в РИ, но и Народное Собрание РИ, Конституционный суд РИ, Избирательная комиссия, Ингушский госуниверситет, минобразования РИ и т.д.
В-третьих, в целях активизации социального партнерства граждан, органов местного самоуправления и местного бизнес-сообщества, нами предложено создать комитеты общественного контроля на местах из числа наиболее активных и деятельных местных жителей в рамках ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
К данной инициативе главы местных администраций подходят положительно, однако главы районных администраций встретили ее настороженно. Деятельность подобных комитетов, я считаю, будет способствовать решению нескольких социально важных для населения задач: это и повышение гражданской активности и вовлечение в общественную жизнь жителей населенных пунктов, повышение уровня доверия простых граждан к органам власти на местах, возможность выявления и учета наличествующих актуальных и неотложных проблем в селах, а также минимизация коррупционной составляющей.
В-четвертых, это активное взаимодействие с печатными СМИ, телевидением, Ингушским госуниверситетом, в частности, где недавно мы организовали и провели открытую лекцию по правам человека с участием известных правозащитников, президента международного молодежного правозащитного движения (МПД), эксперта Совета Европы Андрея Юрова, члена правления международного Комитета «Мемориал» Игоря Сажина.

— Есть ли какие-нибудь позитивные штрихи в Вашей работе за эти полгода, где заявители остались  довольны результатом Вашего вмешательства в их проблемы?

— Есть, конечно, положительные результаты, и, думаю, довольно существенные и немаловажные для обратившихся к нам граждан. Так, в условиях установившейся аномальной жары, жители различных населенных пунктов республики обращались к нам с жалобами на систематическое отсутствие питьевой воды. В результате инспекционных поездок наших сотрудников в указанные села и города, их обращения к руководителям местных администраций, удалось частично снять напряжение с водоснабжением в ряде населенных пунктов, о чем свидетельствовали сами заявители, звоня к нам со словами благодарности.
Также, в августе текущего года нами, совместно с Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в РИ, проведена проверка готовности общеобразовательных учебных заведений к началу нового учебного года. К нам поступило письмо от Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина о возможных фактах вымогания денежных средств администрацией общеобразовательных школ, якобы на произведение ремонтных работ, приобретение предметов интерьера, моющих средств и т.д. Правда, в ходе проверки, эта информация не нашла обоснованного подтверждения. В сфере защиты социальных и трудовых прав граждан тоже отмечен позитив — например, в результате нашего вмешательства пенсионеру из ст. Нестеровской А.Е. Чичайнику произведена доплата к пенсии, гражданин А.А. Цороев, незаконно уволенный с работы, был восстановлен с выплатой компенсации за вынужденный прогул и  т.д.
Есть примеры пресечения нарушения прав задержанных, такие как вмешательство в случай жестокого избиения в ИВС г. Карабулака гражданина  З.Ш. Читигова, факт которого нами был зафиксирован. По нашему обращению в следственный комитет при прокуратуре РИ, возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого будут выявлены и наказаны виновные лица.

— На каких принципах Вы основываете осуществление своей деятельности?

— Наша деятельность основывается на трех незыблемых принципах правовой защиты: принцип верховенства закона, принцип равноправия граждан на получение эффективной правовой помощи, принцип открытости и гласности нашей деятельности.

— Какую дополнительную информацию хотели бы довести до населения со страниц нашей  газеты?

— По поручению президента РИ Ю-Б. Б. Евкурова при Аппарате Уполномоченного по правам человека в РИ открыта «горячая линия» социально-психологической и правовой помощи для тех, кто в силу молодости совершил опрометчивый шаг, вступив на тропу противостояния с законом, кто желает вернуться к мирной жизни, да и для всех граждан республики, ощутивших на себе произвол и насилие.
Каждый обратившийся на круглосуточную «горячую линию» человек может рассчитывать на абсолютную конфиденциальность информации, а также на квалифицированную социально-психологическую и правовую помощь специалистов Аппарата Уполномоченного по правам человека в РИ. Номер телефона: (8963)172-42-70.

— Спасибо за интересную беседу, удачи Вам  в работе!

—   Спасибо Вам!

Ф. Хашиева

Уполномоченный по правам человека в РИ Джамбулат Эдалгиреевич Оздоев подвел итоги полугодичной деятельности.

— Джамбулат Эдалги-реевич, полгода, сравнительно небольшой срок для подведения итогов. Тем более, что работу эту Вы начали, можно сказать, с чистого листа. Но учитывая непростую общественно-политическую и криминогенную обстановку в республике, надо полагать, работы у вас непочатый край. С какими трудностями или препятствиями пришлось столкнуться при осуществлении правозащитной деятельности?

— Во-первых, нужно отметить, что должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена прежде всего в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом необходимо отметить, что институт Уполномоченного (Уполномоченного по правам человека в РИ – прим. автора) не отменяет, а лишь дополняет существующие государственные механизмы защиты прав человека, такие, как судебная система, прокуратура и т.д.
Соответственно, учитывая то, что основным нарушителем прав человека является чиновничий аппарат во всех его проявлениях, нужно быть готовым к возникающим в процессе осуществления правозащитной деятельности определенным трудностям, особенно противодействие со стороны публичных органов в лице чиновников.

В самом начале своей работы мы, действительно, встречали определенное недоверие, а то и откровенное удивление со стороны некоторых должностных лиц, которые вообще не имели представления о том, кто такой Уполномоченный по правам человека. К сожалению, в наш цивилизованный век встречаются и такие чиновники. После проведения разъяснительных бесед о том, что Уполномоченный по правам человека в РИ замещает государственную должность, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РИ и Законом РИ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия», вопросы снимались.

— Расскажите, пожалуйста, об основных задачах Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия?

—  Они зафиксированы в законе об Уполномоченном и к ним относятся, прежде всего, такие, как:

1) содействие восстановлению нарушенных прав граждан;

2) содействие совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) усиление гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными лицами на территории Республики Ингушетия;

5) информирование населения Республики Ингушетия о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

6) развитие межрегионального и международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина;

7) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.

— В чем заключается компетенция Уполномоченного?

— Согласно статьи 12 вышеуказанного закона, Уполномоченный рассматривает жалобы и заявления граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства т.е. заявителей, по мнению которых на территории Республики Ингушетия нарушены или нарушаются их права и свободы.
При этом жалобы могут быть поданы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Но учитывая определенную неграмотность некоторых людей, а также общую напряженность в обществе, я дал указание сотрудникам нашего офиса принимать заявления, несмотря на то, что заявитель обращается с жалобой впервые, в рамках нашей компетенции. Там, где наша компетенция недостаточна, мы помогаем людям консультацией, составить заявление, указываем, куда ему необходимо обратиться, помогаем последующей консультацией.

— Какие полномочия Вам предоставляет закон при рассмотрении жалобы заявителя?

— При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия:

1) беспрепятственно посещать на территории Республики Ингушетия государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части и общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных  лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, за исключением судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить на территории Республики Ингушетия самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным органам и учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. При этом я хотел бы подчеркнуть, что мы работаем в тесном взаимодействии с другими правозащитными неправительственными общественными организациями республики, общая и главная цель которых — защита прав граждан. Например, с ПЦ «Мемориал», АНО «Машр», Общество Российского Красного Креста и Полумесяца, международными организациями.

— Скажите, а предыдущий Ваш опыт как-то помогает Вам в нынешней работе?

— Конечно. Я впервые услышал об институте Уполномоченного по правам человека на семинаре, организованном Санкт-Петербургским центром «Стратегия» в 2000 году в г. Краснодаре. С тех пор мы совместно занимаемся продвижением этого нового правового института в субъектах Северного Кавказа, организовывали круглые столы, семинары, общественные слушания не только в Ингушетии, но и в Чечне, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. Ну и конечно, мне очень помогает моя предыдущая работа в качестве преподавателя юридического факультета Ингушского государственного университета, где правами граждан я занимался с теоретической стороны, а сейчас на практике применяю свои знания и опыт.

— Джамбулат Эдалги-реевич, анализируя свою работу за прошедшие полгода Вы можете отметить наиболее характерные для наших граждан заявления? Какие виды правонарушений чаще преобладают в жалобах граждан?

— Большинство поступивших в Аппарат УППЧ заявлений — это жалобы на противоправные действия правоохранительных органов, в основном касающиеся незаконных задержаний, обысков домовладений без предъявления ордера, жестокого обращения к задержанным и подследственным в ИВС, на нарушения прав человека в процессе уголовного судопроизводства, как на территории Ингушетии, так и за ее пределами. В частности, много жалоб поступают от отбывающих заключение в местах лишения свободы за пределами республики.

— И как Вы реагируете?

— По поводу действий силовых структур на территории РИ мы стараемся действовать оперативно, обращаемся в МВД, ФСБ, прокуратуру РИ, следственный комитет при прокуратуре и т.д. В некоторых случаях, когда все возможные меры помочь людям мы уже исчерпали, мы обращаемся к президенту РИ Ю-Б.Б. Евкурову. Необходимо отметить, что авторитет президента РИ в этих вопросах нам очень помогает.
Если же к нам поступает информация о нарушении прав граждан Ингушетии за ее пределами, мы обращаемся к коллегам — Уполномоченным по правам человека в субъектах РФ, с которыми у нас налажена практика сотрудничества и взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, постоянными представителями РИ в субъектах РФ и т.д. Кроме этого, немало заявлений к нам поступают и по нарушению прав граждан в сфере социального обеспечения, жилищно-коммунального обслуживания, трудового законодательства и т.д. Как сказано выше, в рамках своих полномочий, мы немедленно реагируем на каждый поступивший к нам сигнал о нарушениях прав граждан, указываем должностным лицам, допустившим это правонарушение, на необходимость их устранения и недопустимости оных впредь. Мы постоянно проводим мониторинг правозащитной ситуации в республике путем обобщения письменных обращений граждан, информации, полученной в ходе личного приема граждан Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, материалов инспекций, информации, поступившей от государственных органов и неправительственных правозащитных организаций по запросам Уполномоченного или в инициативном порядке, а также публикаций средств массовой информации.

— Бывают ли случаи обращения граждан с заявлением, содержащим ложную и недостоверную информацию о том или ином нарушении прав человека? Как Вы реагируете в этом случае?

— Такие заявления иногда имеют место быть. Бывают случаи, когда родственники задержанного или подозреваемого, со слов некомпетентных обывателей, представляющихся очевидцами, обращаются к нам с гневным возмущением о том, что их человека подвергают пыткам или жестокому обращению со стороны представителей правоохранительных органов. При детальной проверке информации посредством личного опроса тех, кто находится рядом с подследственным в той же ситуации, в отсутствие представителя органа дознания, к счастью выясняется, что ущемлений прав задержанных нет. Но, как сказано выше, в большинстве случаев факты нарушения прав человека подтверждаются.

— Какие меры профилактической направленности Вы предпринимаете для предупреждения и предотвращения нарушений прав человека в республике?

— Во-первых, я хотел бы сказать, что в структуре Аппарата Уполномоченного мы предусмотрели отдельное структурное подразделение, отвечающее за правовое просвещение населения — сектор правового просвещения граждан.
Во-вторых, сейчас идет интенсивная работа по разработке проекта республиканской целевой программы правового просвещения граждан, в рамках которой мы системным способом постараемся провести работу с различными целевыми группами, такими, как, школьники, студенты вузов и ссузов, работниками правоохранительных органов, муниципальными служащими, журналистами и т.д. При этом, исполнителями программы должны выступить не только Уполномоченный по правам человека в РИ, но и Народное Собрание РИ, Конституционный суд РИ, Избирательная комиссия, Ингушский госуниверситет, минобразования РИ и т.д.
В-третьих, в целях активизации социального партнерства граждан, органов местного самоуправления и местного бизнес-сообщества, нами предложено создать комитеты общественного контроля на местах из числа наиболее активных и деятельных местных жителей в рамках ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
К данной инициативе главы местных администраций подходят положительно, однако главы районных администраций встретили ее настороженно. Деятельность подобных комитетов, я считаю, будет способствовать решению нескольких социально важных для населения задач: это и повышение гражданской активности и вовлечение в общественную жизнь жителей населенных пунктов, повышение уровня доверия простых граждан к органам власти на местах, возможность выявления и учета наличествующих актуальных и неотложных проблем в селах, а также минимизация коррупционной составляющей.
В-четвертых, это активное взаимодействие с печатными СМИ, телевидением, Ингушским госуниверситетом, в частности, где недавно мы организовали и провели открытую лекцию по правам человека с участием известных правозащитников, президента международного молодежного правозащитного движения (МПД), эксперта Совета Европы Андрея Юрова, члена правления международного Комитета «Мемориал» Игоря Сажина.

— Есть ли какие-нибудь позитивные штрихи в Вашей работе за эти полгода, где заявители остались  довольны результатом Вашего вмешательства в их проблемы?

— Есть, конечно, положительные результаты, и, думаю, довольно существенные и немаловажные для обратившихся к нам граждан. Так, в условиях установившейся аномальной жары, жители различных населенных пунктов республики обращались к нам с жалобами на систематическое отсутствие питьевой воды. В результате инспекционных поездок наших сотрудников в указанные села и города, их обращения к руководителям местных администраций, удалось частично снять напряжение с водоснабжением в ряде населенных пунктов, о чем свидетельствовали сами заявители, звоня к нам со словами благодарности.
Также, в августе текущего года нами, совместно с Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в РИ, проведена проверка готовности общеобразовательных учебных заведений к началу нового учебного года. К нам поступило письмо от Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина о возможных фактах вымогания денежных средств администрацией общеобразовательных школ, якобы на произведение ремонтных работ, приобретение предметов интерьера, моющих средств и т.д. Правда, в ходе проверки, эта информация не нашла обоснованного подтверждения. В сфере защиты социальных и трудовых прав граждан тоже отмечен позитив — например, в результате нашего вмешательства пенсионеру из ст. Нестеровской А.Е. Чичайнику произведена доплата к пенсии, гражданин А.А. Цороев, незаконно уволенный с работы, был восстановлен с выплатой компенсации за вынужденный прогул и  т.д.
Есть примеры пресечения нарушения прав задержанных, такие как вмешательство в случай жестокого избиения в ИВС г. Карабулака гражданина  З.Ш. Читигова, факт которого нами был зафиксирован. По нашему обращению в следственный комитет при прокуратуре РИ, возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого будут выявлены и наказаны виновные лица.

— На каких принципах Вы основываете осуществление своей деятельности?

— Наша деятельность основывается на трех незыблемых принципах правовой защиты: принцип верховенства закона, принцип равноправия граждан на получение эффективной правовой помощи, принцип открытости и гласности нашей деятельности.

— Какую дополнительную информацию хотели бы довести до населения со страниц нашей  газеты?

— По поручению президента РИ Ю-Б. Б. Евкурова при Аппарате Уполномоченного по правам человека в РИ открыта «горячая линия» социально-психологической и правовой помощи для тех, кто в силу молодости совершил опрометчивый шаг, вступив на тропу противостояния с законом, кто желает вернуться к мирной жизни, да и для всех граждан республики, ощутивших на себе произвол и насилие.
Каждый обратившийся на круглосуточную «горячую линию» человек может рассчитывать на абсолютную конфиденциальность информации, а также на квалифицированную социально-психологическую и правовую помощь специалистов Аппарата Уполномоченного по правам человека в РИ. Номер телефона: (8963)172-42-70.

— Спасибо за интересную беседу, удачи Вам  в работе!

—   Спасибо Вам!

Ф.Хашиева / республиканская общественно-политическая газета «Ингушетия».

http://www.gazetaingush.ru