Уполномоченный по правам человека
— должностное лицо, обеспечивающее
государственные гарантии соблюдения
прав и свобод человека.
 
Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия «О НАРУШЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ».

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия

«О НАРУШЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ

ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ»

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Согласно Конституции РФ экологические права граждан могут быть ограничены только в следующих случаях:

в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя (ст. 56 Конституции);

если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции).

Обеспечение качественной питьевой водой относится к жизненно-важным интересам личности, которые находятся под охраной государства.

Положения вышеназванного Закона развивает Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300,которая законодательно обеспечивает в Российской Федерации основы безопасности личности, общества и государства.

Закон Республики Ингушетия от 06.05.2001 N 6-РЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении в Республике Ингушетия», является по существу одним из главных нормативных актов, регулирующий порядок осуществления питьевого водоснабжения на территории Республики Ингушетия и  определяющий полномочия органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления в сфере питьевого водоснабжения и устанавливает государственные гарантии по обеспечению населения питьевой водой.

В преддверии обсуждения и принятия федеральной программы по обеспечению населения качественной питьевой водой жалобы жителей республики на качество воды и главным образом на водоснабжение стали по существу одной из главных проблем не только ЖКХ РИ, но и местных муниципальных властей.

В адрес аппарата Уполномоченного по правам человека в РИ ежедневно поступали многочисленные устные и письменные обращения жителей на ухудшения качества воды  или ее полного отсутствия. В период с 16 июля 2010 г. по конец августа, в адрес Уполномоченного по правам человека поступило более 85 устных и письменных обращений граждан, большая часть которых носит коллективный характер. В связи с этим, Уполномоченным по правам человека в РИ и специалистами аппарата было согласовано проведение мониторинга ситуации, связанной с подачей питьевой воды в населенных пунктах, выявить причины нерешения этой проблемы, поиски и выработка совместных с министерствами и муниципальными властями эффективных мер в решении данного  вопроса.

В частности,  отделом обращения граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в РИ были получены многочисленные заявления от жителей Малгобекского, Сунженского районов и части Назрановского.

27 июля 2010 года, специалисты аппарата Уполномочено по правам человека в РИ провели выездную проверку по фактам жалоб заявителей. Для более полного освещения данной проблемы, были привлечены представители СМИ, в частности  журналисты республиканской газеты «Ингушетия», которые совместно со специалистами аппарата выезжали в населенные пункты, где особенно остро ощущается нехватка воды.

Практически во всех крупных населенных пунктах  Малгобекского,

Сунженского и Назрановского районов были организованы и проведены в общей сложности более пятидесяти встреч с местными муниципальными органами, представителями местного профсоюза и самими заявителями. Совместно с республиканскими средствами массовой информации, в частности с ВГТРК «Ингушетия», с редакциями газет «Сердало» и «Ингушетия»  некоторыми интернет-ресурсами такими «Кавказский Узел», «Магас», был разработан и осуществлен план действии по доведению до внимания общественности республики о проведении мониторинга и открытии «горячей» линии для жалоб. В вышеназванных средствах массовой информации были опубликованы обращения Уполномоченного к гражданам с просьбой  о содействии в проведение мониторинга.Также в адрес  аппарата Уполномоченного по правам человека были получены  online (он-лайн) жалобы от жителей.

В ходе мониторинга ситуации с питьевой водой в частности в Малгобекском районе было установлено, что согласно технической документации Малгобекского водоканала, для нужд жителей г. Малгобек в настоящее время задействовано 16 скважин, расположенные в с. Кизляр Моздокского района республики Северная Осетия-Алания. Считаем важным отметить, что по заявлению главного инженера Малгобекского водоканала, несмотря на многократные обращения в вышестоящие инстанции, водозаборные сооружения, находящиеся в с. Кизляр, являющееся стратегически важным объектом  не огорожены и не охраняются, что безусловно является вопиющим фактом безалаберности всех ответственных структур и служб. По отрасли ЖКХ около 70% трубопроводов г. Малгобек находятся в аварийном или близком к нему состоянию. Показатель износа основных производственных фондов колеблется в пределах от 60 до 70%, что обусловливает, с одной стороны, ухудшение качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, а с другой — увеличение затрат на их производство и реализацию. Ввиду отсутствия технической воды и использование питьевой коммунальными службами города в технических целях усложняет и без того сложную ситуацию с нехваткой воды. Ежедневные прорывы обветшалой системы водоотведения приводят к потере воды. Встречи с главами местных администрации сел Малгобекского района: Сагопши,Зязиков Юрт, С.Ачалуки и самими жителями также выявили необходимость скорейшего решения этой многолетней проблемы . В частности главы администрации вышеназванных сел  вместе с жителями выразили большую озабоченность отсутствием должного внимания со стороны правительства в решении проблемы, связанные с питьевой водой. Неоднократные обращения в министерства и ведомства так и остаются в «производстве». В связи с тем, что водозаборные мощности, рассчитанные на количество ранее имевшихся частных подворьев не могут удовлетворить потребности воды для жителей, количество дворов которых в последнее годы  увеличились в разы, вынуждают глав местных администрации искать в современных реалиях нетрадиционные способы обеспечения людей питьевой водой (раздача и развоз воды частным автотранспортом).

Острая нехватка воды, продолжающаяся долгие годы стала главной темой жалоб жителей с.С.Ачалуки. Крайне изношенная сеть водопровода, недостаточная подача  Сунженским водоканалом воды  (300 куб / м воды в день вместо 500 куб. необходимых)  для нужд жителей села, недостаточное внимание со стороны республиканского правительства в решении данного вопроса и простое безразличие к нуждам сельчан стали причиной критического состояния системы коммунального водоснабжения и водоотведения села.

Общий объем финансирования за последние годы (с 2004 по 2008 г.), осуществленное для решения проблем по замене ветхих водопроводных сетей, модернизации существующих, строительства новых сооружений для обеспечения населения качественной питьевой водой жителей в Малгобекском районе составляет 41 млн. 363тыс. руб. Но, к сожалению, проблема так и не сдвинулась с «мертвой точки», что безусловно говорит об отсутствии  контроля за использованием выделенных средств.

Многолетние проблемы с обеспечением населения питьевой водой стало главной темой жалоб и жителей Сунженского района РИ. В частности, в

ст. Троицкая лишь 30% населения получает  воду, качество которой оставляет желать лучшего или же она вообще отсутствует, есть места, где необходимо менять всю водопроводную сеть, изношенность которой доходит до 100%, из-за чего происходят потери воды. Другая проблема это увеличение населения за счет вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и РСО-Алания.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо дополнительно пробурить 3 (три) скважины, которые полностью покроют всю потребность водой жителей ст. Троицкой.

Особенно остро ощущается нехватка питьевой воды в г. Карабулак и ст. Орджоникидзевская, где люди жалуются на проблему с обеспечением воды, которая затянулась на годы.

Модернизация и строительство новых водопроводных сетей и водозаборных сооружений для обеспечения населения качественной питьевой водой в Сунженском районе и их финансирование в период с 2004 по 2009 г.в объеме более 67 млн.руб. ,позволяет говорить о коррупционной поруке по вине которой, большая часть этой подотросли в районе находится в аварийном состоянии, что безусловно прямым образом сказывается на качество обеспечение граждан питьевой водой.

Общий анализ  обращений, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека в РИ  от жителей республики, связанной с острой нехваткой воды говорит, что  наиболее в плачевное состоянии находится ситуация в г.Малгобеке и Малгобекском районе в целом.

В настоящее время на территории Российской Федерации, в сфере природоохранного законодательства, действует более 800 нормативных актов.

Среди них основными можно назвать следующие законы: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об экологической экспертизе», но анализ, проведенный специалистами аппарата Уполномоченного по правам человека в РИ говорит о том, что большинство из законодательных и нормативных актов федерального и республиканского значения, регламентирующие контроль и надзорные функции соответствующих органов по охране воды, водных ресурсов и водоснабжения жителей в целом говорит практически об их неисполнении чиновниками на местах.

Следует отметить, что специалистами аппарата Уполномоченного по правам человека планируется отдельно провести совместный с сотрудниками Санэпидемнадзора РФ по РИ гигиенический мониторинг и микробиологический анализ относительно качества питьевой воды, потребляемой населением республики.

Некомпетентность чиновников и муниципальных властей, грубое игнорирование насущных проблем граждан  практически привели подотросль к приостановке на местах работы по разработке перспективных схем развития водоснабжения и водоотведения. Из-за несвоевременной замены морально и физически устаревшего оборудования на системах водоотведения с перегрузкой или на пределе мощности работают большая часть городских сооружений. Проблема водоснабжения жителей не решалась годы. Общий анализ проведенного мониторинга говорит о необходимости скорейшего принятия незамедлительных мер для улучшения водоснабжения населенных пунктов республики. Таким образом, приведенная выше информация свидетельствует о том, что в большинстве районов республики сложилась крайне неблагоприятная обстановка в части снабжения населения области питьевой водой.

В значительной степени к этому приводит отсутствие необходимых средств органов местного самоуправления для поддержания систем водоснабжения в удовлетворительном состоянии. Как правило, органы местного самоуправления могут лишь частично решать те или иные проблемы водоснабжения, однако для улучшения ситуации в целом по области необходимы более широкомасштабные мероприятия.

Основные проблемы сектора водоснабжения и водоотведения республике:


— очень высокий износ систем водоснабжения и водоотведения в республике
— отсутствие перспективных расчетных схем систем водоснабжения и водоотведения городов и сел;
— недостаточное финансирование;
— недостаточность квалифицированных проектных организаций;
— недостаточный потенциал и компетентность  местных специализированных строительных фирм;
— отсутствие должного государственного контроля, ответственного за весь комплекс работ от проектирования до эксплуатации включительно;
— дефицит квалифицированных кадров по эксплуатации систем городского водоснабжения и водоотведения на всех уровнях от руководителя до рабочего.

— некомпетентность и коррумпированность местных и республиканских чиновников, отвечающие за водоснабжение в городах и сел республики.

Основные сдерживающие факторы развития сектора водоснабжения и водоотведения.
— отсутствие должного внимание и подхода соответствующих государственных органов  по регулированию такого стратегического сектора, как водоснабжение и водоотведение;
— проблемы сектора водоснабжения и водоотведения невозможно эффективно в полной мере решить без четкого управления, регулирования и координирования действий всех структур;

— отсутствие полного и четкого нормативного правового, нормативно-технического обеспечения деятельности предприятий водопроводного хозяйства.

Меры / Рекомендации

На настоящий момент в Республике Ингушетия сложилась такая ситуация, что целая отрасль, являющаяся одной из стратегически важных, впрямую связанная с национальной безопасностью, жизнью и здоровьем жителей республики, не имеет четкой налаженной работы по оперативному реагированию для решения проблем  с обеспечением качественной питьевой водой граждан. Отрасль водоснабжения и водоотведения, объединяющая деятельность объектов жизнеобеспечения в городах и населенных пунктах и прилегающих сел, практически не регулируется  соответствующими государственными службами. Нормативная правовая база водоканалов устарела, многие правовые акты не действуют. Ни один из центральных и муниципальных исполнительных органов не отвечает в полной мере за государственную политику в области коммунального водоснабжения и водоотведения.
Для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации, необходимы срочные меры и новые подходы к управлению сложным инженерно-техническим комплексом, каким являются современные системы водоснабжения и водоотведения.

  • Для решения проблемы по замене ветхих водопроводных сетей, модернизации существующих, строительства новых сооружений для обеспечения населения качественной питьевой водой Правительству Республики необходимо утвердить новую отраслевую республиканскую программу. В программе большее внимание уделить восстановлению и строительству систем водоснабжения  в городах и селах, изыскать возможность выделения из федерального бюджета средств финансирования.
  • В целях отработки эффективных форм деятельности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, совершенствования механизма управления этими предприятиями в рыночных условиях и привлечения инвестиций на их реконструкцию и техническое перевооружение в текущие годы целесообразно выработать необходимые и скорейшие меры по внедрению современных  методов управления предприятиями (менеджмента) и их эффективного функционирования.

Из вышеизложенных фактов, ясно видна сложившаяся ситуация с обеспечением воды в республике, которая требует принятия скорейших, кардинальных мер с привлечением всех органов государственной власти. В свою очередь, хотелось бы заверить представителей республиканских и муниципальных властей, жителей республики,  что Уполномоченный по правам человека в РИ, основываясь законом об Уполномоченном по правам человека в РИ будет и впредь  внимательно следить за развитием ситуации с соблюдением прав в сфере охраны здоровья и жизнедеятельности граждан и в частности решения проблем, связанные с обеспечением населения республики качественной питьевой водой и будет предпринимать  все необходимые меры по недопущению нарушения конституционных прав граждан РИ.